Каждая метла постепенно сметается сама.(с)
85 лет назад состоялась премьера фильма "Броненосец Потемкин". Созданный в 1925 году и признанный "лучшим фильмом всех времен и народов", "Броненосец "Потемкин" продолжает оставаться одним из самых значительных произведений отечественного и мирового киноискусства.
В прошлом году довелось мне побывать в музее кино, в славном городе Дюссельдорф. Фотографий, к сожалению, не могу показать, внутри мне снимать не разрешили. И вот в этом самом музее, удалось мне узреть так, сказать различные памятники мирового кинематографа. Наряды выдающихся актрис из разных фильмов, оригинальные афиши фильмов-шедевров, первые кинескопы, декорации... И вот среди всего этого богатства, были маленькие такие кинопросмотровые приборы. В них были фильмы лучших режиссеров. "Броненосец" Эйзенштейна был в их числе. Так вот сцену на лестнице я посмотрела от начала до конца (впрочем, кроме неё более ничего из фильма посмотреть было нельзя). Ранее я не смотрела эту сцену пристально, более того, я её и помнила то смутно. Коляску, раненую женщину, строй военных расстреливающих я помнила хорошо, а вот детали помнила смутно. Поразила сцена с инвалидом, отчего-то мне кажется, что это был самый, что ни на есть настоящий человек без конечностей. Лицо женщины с убитым ребенком идущей на палачей... вот никогда не думала, что игра актера может быть такой. Лучше один раз увидеть.
Премьера фильма состоялась 18.01.26 в 1-ом Госкинотеатре (ныне - к/т "Художественный"). Музыкальное сопровождение Э.Майзеля (1925). Последняя редакция фильма создана под худ. руководством Сергея Юткевича. Режиссер восстановления - Дмитрий Васильев Негатив фильма продан в Германию.

читать, смотреть


Увы, все эти съёмки Сергей Эйзенштейн вёл …полулегально. Ни высокому начальству, ни автору сценария Н. Агаджановой-Шутко не было известно о происшедших изменениях. Чтобы утрясти возникшие проблемы, Григория Александрова отправили на переговоры в Москву. С большим трудом ему удалось попасть на приём к Михаилу Ивановичу Калинину. Он так горячо и убеждённо доказывал председателю ЦИК СССР преимущество нового сценария, что тот, в конце концов, вынужден был согласиться и дать «добро» на продолжение работы. Понимая безвыходность ситуации, не стала раздувать конфликт и жена высокого партийца. Удалось решить и другую проблему: директор Первой госкинофабрики Капчинский согласился откомандировать в группу Эйзенштейна вместо Левицкого Эдуарда Тиссэ, у которого с режиссёром сложились близкие, товарищеские отношения. Кажется, к киногруппе пришла полоса везения. Но, как известно, в жизни бывают не только светлые полосы, но их нередко сменяют и тёмные…


Предстояло снять сцены, соответствующие исторической правде: разгневанные матросы корабля хватают офицеров и бросают их за борт. Стояла осень, было уже довольно прохладно, исполнители роли офицеров наотрез отказались купаться в ледяной воде. Пришлось А. Левшину и Г. Александрову падать в воду за всех. Последнему, исполнявшему роль офицера Гиляровского, выпала участь нырять не только за Гиляровского, но и за вахтенного. Доказывать справедливость утверждения, что искусство требует жертв, пришлось и Эйзенштейну. И ему достались кинематографические синяки. Когда исполнитель роли судового священника отказался падать с лестницы, режиссёру ничего не оставалось, как выступить в качестве его дублёра. Эйзенштейна загримировали под персонажа картины, и он вынужден был несколько раз пересчитать ребрами ступени лестницы…


И вот наступил день съёмки. Несколько камер было установлено на вершинах Балаклавских гор. Флот ушёл за горизонт, чтобы в условленный момент развёрнутым строем войти в кадр. Эйзенштейн был в приподнятом настроении. Дожидаясь начала съёмки, он охотно общался с многочисленными гостями, пришедшими посмотреть на необычное зрелище. Одна из дам поинтересовалась у него: «Скажите, каким образом будет дана команда для общего залпа?»
— А вот так, — сказал режиссёр. — Махну белым флажком, и они выстрелят.
И он тут же продемонстрировал, как это должно произойти. И надо же было тому случиться: матрос с эскадры заметил в подзорную трубу условный сигнал и дал команду «Залп!» Над горизонтом появилось облачко дыма, а через секунду послышался грохот разрыва снаряда. Бесценный кадр, на который так рассчитывал режиссёр, из-за нелепой случайности пропал. Эйзенштейн был в отчаянии. Положение безвыходное, повторить залп невозможно: очень дорого. Режиссёр поручил своим помошникам доснять «хвосты», а сам, захватив с собой 4500 метров отснятой плёнки, в подавленном состоянии уехал в Москву. Уехал, чтобы монтировать фильм…


Можно сказать, что с фильма «Броненосец «Потёмкин» в России появился цветной кинематограф. Произошло это так. Во время монтажа ленты ассистенту режиссёра Григорию Александрову пришла в голову необычная мысль: раскрасить на плёнке корабельный флаг, который моряки поднимают в финале картины, в красный цвет. Кадр за кадром он стал раскрашивать полотнище красными чернилами. Он решил, что фильм от этого станет более выразительным. Но Эйзенштейн считал иначе. Увидев, чем занимается член его съёмочной группы, он страшно рассердился. «Зачем ты уродуешь картину? — в гневе кри-чал он. — Ты всё испортишь. Коту под хвост пойдёт вся наша работа!» В отчаянии он хлопнул дверью монтажной и ушёл. Когда стали смотреть ленту на экране и на чёрно-белом фоне вдруг появился яркий красный флаг, для всех это было неожиданным потрясением. Все приняли это техническое новшество с восторгом. И только тогда Сергей Эйзенштейн примирительно произнёс: «Ну чёрт с тобой. Пусть будет так».

Фрагмент фильма


Источники:
www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/654/annot/
kprf.ru/international/86174.html

@музыка: Г.Свиридов- Время, вперед!

@настроение: На подъеме

@темы: Кино-страсть моя

Комментарии
18.01.2011 в 03:58

Очень хороший и очень мощный фильм, содержащий в себе огромную энергетику. Вызывает столько сопереживаний! Иногда пересматриваю. У меня на DVD версия, где в конце флаг на «Потёмкине» сделали красным.
18.01.2011 в 11:06

Каждая метла постепенно сметается сама.(с)
Techno_Jaro Вызывает столько сопереживаний!
Это точно подмечено. Сцена с лестницей наверное, одна из самых сильных по эмоциям вообще, на уровне всего мирового кинематографа.
18.01.2011 в 11:08

Я настолько милая, что Бэмби, по сравнению со мной, просто олень.
Надо скачать, пересмотреть. Все помнится очень смутно. А историю про красный флаг вообще не знала.
18.01.2011 в 11:12

Каждая метла постепенно сметается сама.(с)
Adiari Надо скачать, пересмотреть.
Посмотри, фильм какой-то необыкновенный. :yogi:
18.01.2011 в 16:22

Пленница экрана
Недавно пересматривала, потрясающий фильм! Большое спасибо за пост!
19.01.2011 в 12:46

Каждая метла постепенно сметается сама.(с)
~Aleera~ Пожалуйста. Фильм потрясающий. :friend: